Действия флота и моряков в обороне плацдарма

 

Эвакуация 8-ой армии с плацдарма

В середине октября 1941 года огромные усилия защитников города на Неве позволили отбить осенний штурм фашистских войск. Надводным кораблям и судам в это время предстояло выполнить важное задание командования фронта - осуществить перегруппировку соединений и частей 8-й армии с Ораниенбаумского плацдарма в Ленинград. Сделать это нужно было одновременно с эвакуацией гарнизонов Ханко, островов Бьерского архипелага средней части Финского залива. Десятки тысяч бойцов с оружием и техникой должны были быть переброшены на новые для них оперативные направления.

Кроме того, флот, учитывая приближение зимы, доставлял в это время топливо, боеприпасы, продовольствие войскам на Ораниенбаумском плацдарме, в Кронштадте и на островах Лавенсари Сескар.
15 октября к причалам Ораниенбаумского порта подошел первый небольшой отряд судов из Ленинграда - два транспорта и самоходная баржа. Погрузив на борт в течение трех с половиной часов около двух стрелковых батальонов, суда вышли в Ленинград и спокойно разгрузились.

В эту же ночь в Ораниенбаумский порт вошел следующий отряд - транспорты «Скатус» и «Труд», самоходная баржа. Каждую ночь отряды делали по два-три рейса. К 18 октября перевозка 191-й стрелковой дивизии в Ленинград была закончена. Тут же в связи с тяжелой обстановкой потребовалось срочно начать вывоз с Ораниенбаумского плацдарма нескольких дивизий и полевого управления 3-й армии. На вывоз войск были задействованы все малые транспорты, самоходные баржи, буксиры и несамоходные баржи. Началось интенсивное движение по морскому каналу и вновь проложенным фарватерам по северным берегам Невской губы. К 4 ноября перегруппировка части стрелковых дивизий 8-й армии с боевой техникой в Ленинград была в основном завершена.
Тыл армии вывозили в ноябре. Задачу выполнили, несмотря на быстро образовавшийся лед в Невской губе.

Всего из Ораниенбаума в Ленинград было доставлено 38057 бойцов и командиров, более 1700 машин и тракторов, 309 орудий, свыше 6500 лошадей и других грузов. Одновременно для пополнения частей Приморской группы войск моряки перевозили из Ленинграда в Ораниенбаум 14600 человек, 44 танка, 23 орудия, 31721 тонну боеприпасов, 4799 тонн продовольствия, 600 тонн горючего и 1000 тонн другого груза. Потери были- незначительны. Благодаря тому, что флот в установленные сроки выполнил поставленную командующим фронтом задачу, войска, переброшенные с Ораниенбаумского плацдарма, заняли позиции Невской оперативной группы по правому берегу Невы, a из резерва фронта, переброшенные через Ладогу дивизии и бригады оказали поддержку 4-й а 54-й армиям. Волхов, Новую Ладогу и восточные берега Ладожского озера удалось удержать. Это позволило впоследствии обеспечить снабжение блокированного города, фронта и флота.

Однако после эвакуации дивизии 8-ой армии на Ораниенбаумском плацдарме осталось очень мало войск, поэтому Военный Совет Флота решил направить сюда все снимаемые с островов финского залива части и гарнизоны, в том числе гарнизоны острогов Бьерского архипелага. Штаб флота составил план для эвакуации частей и подразделений Выборгского и Гогландского секторов береговой обороны.
Эвакуацию возглавил командир охраны водного района капитан II-го ранга И.Г.Святов.
Укрепляя оборону Ораниенбаумского плацдарма и острова Котлин, командование надеялось организовать и в зимних условиях надежную защиту Ленинграда с моря, оградив себя от возможных сюрпризов противника.


После вывоза 8-й армии для обороны Приморского плацдарма была создана Приморская оперативная группа (ПЛОГ) войск Ленинградского фронта во главе с командующим генерал-майором А.Н.Астаниным и военным комиссаром В.П.Мжаванадзе.
Командир стрелковой дивизии генерал-майор А.И.СафроновВ состав группы входила 48-я имени М.И.Калинина стрелковая дивизия под командованием генерал-майора А.И.Сафронова, которая держала оборону на участке Финский залив - Порожки. На правом фланге находилась 5-я отдельная бригада морской пехота полковника В.К.Зайончковского, позднее преобразованная в 71-в отдельную стрелковую бригаду морской пехоты. Ее позиции начинались от устья реки Коваши и тянулись до слободы Фабричная. Левее 5-й бригады оборону держала 2-я бригада полковника В.М.Ржанова. преобразованная затем в 48-ю отдельную морскую Стрелковую бригаду морской пехоты, занимая рубеж Лубаново - Усть-Рудицы - отметки 94,1.

На рубеже Мишелово-Порожки оборонялся 3-й особый полк морской пехоты майора Н.С.Лосякова. За оборону побережья отвечал Ижорский сектор береговой обороны КБФ, курсы офицерского состава, зенитные дивизионы и тыловые подразделения. В феврале 1942 года 260 полк 168-й стрелковой дивизии был передан КБФ для усиления обороны Кронштадта и островов. Вместе с этим полком ушли 2-й батальон 2-й бригады морокой пехоты и 5-й батальон 5-й бригады.

В 48-й стрелковой дивизии и морских бригадах имелось 105 орудий всех калибров, что составляло в среднем 15 орудий на 1 км фронта. Несколько больше было минометов - около 7 на 1 км фронта, однако боевую деятельность нашей артиллерии сковывал недостаток боеприпасов - зимой ежесуточный расход снарядов не должен был превышать 150. С самого начала образования Приморского плацдарма, его оборона была активной, нередко то на одном, то на другом участке фронта завязывались жаркие схватки. Бесстрашные моряки показывали примеры героизма.

В декабре 1941 года, участвуя в разведке боем неподалеку от деревни Верхние Лужки, совершил героический подвиг В.И.Вересов. Раненый моряк сражался до последнего патрона, а когда фашисты попытались захватить его в плен, Вересов с возгласом: «Моряки в плен не сдаются!» гранатой подорвал себя и навалившихся на него гитлеровцев. Сержант 5-й бригады морской пехоты Виктор Иванович Вересов посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

11 февраля 1942 года моряки взвода старшего лейтенанта Зубкова Петра Семеновича первого батальона 1-го отдельного особого лыжного полка моряков возвращались из разведки в районе деревни Порожки и нарвались на засаду. На отважных моряков обрушился огонь пулемета замаскированного дота. Ближе всех к нему оказался командир взвода. Каждая минута промедления грозила смертью всем. И Петр Зубков, не раздумывая, бросился вперед и закрыл амбразуру с пулеметом. Мстя за своего командира, краснофлотцы стремительной атакой опрокинули фашистов и прорвались к своим, унося тело командира.

В августе 1942 года командующему ПОГ был оперативно подчинен Ижорский укрепленный район КБФ. Командование группы, выполняя указания Я.А.Говорова, разработало детальный план оборонительных работ, как на переднем крае, так и в глубине плацдарма. Оборона создавалась долговременная, в несколько рубежей, противотанковая и противодесантная. Воины 71-й бригады (бывшая 5-я отдельная морская бригада) шли в авангарде соревнования по строительству оборонительных сооружений.

Так, например, бойцы отделения старшего сержанта Бердникова построили дзот в течение 15 дней вместо 30.
На Приморском плацдарме летом 1942 года заметно повысилась боевая активность наших войск. Большой размах приобретало зародившееся еще в 1941 году снайперское движение. Истреблением гитлеровцев занималось большинство воинов, находившихся на передовых. Увеличилось также число разведовательных операций и дерзких налетов на вражеские позиции. Вот один из таких рейдов. Командир 5-й бригады морской пехоты подполковник С.Н.Борщев, сменивший в апреле 1942 года тяжело раненого полковника В.К.Зайончковского, приказал 2-му батальону бригады разгромить опорный пункт врага за рекой Воронкой. В ночь на 26 июля Б.И.Пунаков со своими бойцами проник в немецкую траншею. Моряки уничтожили несколько фашистов, а одного приволокли с собой. Получив от «языка» ценные сведения о расположении войск и огневых средств на переднем крае и в ближайшей глубине обороны противника, через двое суток две стрелковые роты нанесли удар по опорному пункту. Поддержанные артиллерией, минометами и авиацией, в ночном бое моряки разрушили 7 вражеских дотов и уничтожили более 150 гитлеровцев. Задача была выполнена.

К зиме 1941-1942 года резко ухудшилось продовольственное снабжение, были уменьшены пайки. В войсках ПОГ у бойцов началось истощение с последующими явлениями дистрофии. У раненых долго не заживали раны, а больные выздоравливали очень медленно. Жизни очень многим воинам спасли тогда рыболовецкие колхозы, которых к тому времени насчитывалось на побережье двенадцать. Чтобы поддержать отощавших в 5-й отделной стрелковой бригаде морской пехоты было решено организовать нечто вроде дома отдыха в деревне Долгово, в помещении бывшей погранзаставы. Хозяйственники 5-й бригады поставили топчаны, набили сухой травой матрацы, пошитые из мешков, исправили в доме печи, соорудили камбуз, назначили сюда небольшую обслугу и заготовили дрова. Всех, кто из-за недостатка питания ослаб, доставляли из окопов в этот импровизированный дом отдыха на поправку. В Долгове они отдыхали, получали усиленное питание. Отдыхающим бойцам, кроме того, выдавалась увеличенная порция хвойного настоя, предохранявшего от цинги. «Путевка» длилась 10 дней. После отдыха моряки возвращались в свое подразделение уже окрепшими.

По окончанию летней кампании 1940 года в первый раз на зимний якорь «Аврора» встала у Ораниенбаумского причала. Здесь ее и застала Великая Отечественная война. На борту находилось более 300 человек личного состава и 300 курсантов училища имени Фрунзе. Уже вначале войны большинство матросов и офицеров корабля ушли на сухопутный фронт и на корабли Чудской военной флотилии. Вслед за курсантами один отряд авроровцев за другим уходил на Ленинградский фронт.

По предложению Военного Совета Ленинградского фронта орудия главного калибра были сняты с «Авроры» и установлены у Вороньей горы в районе Дудергофа. Всего было снято десять 130-и мм орудий. Девять из них были установлены на боевых позициях под Ленинградом в районе Вороньей горы (Можайск) и одно на бронепоезде «Балтиец».

«Последнее оружие главного калибра было установлено на бронепоезде «Балтиец», который действовал на нашем «пятачке». На борту оставалась небольшая группа моряков, перед которыми стояла задача - сохранить дорогой всем советским людям корабль».

С осени 1941 года корабль методически обстреливался за артиллериских орудий, установленных гитлеровцами всего в нескольких километрах от его стоянки - в Петергофе и Стрельне.
Но авроровцы дали клятву: ценой жизни спасти корабль революции и сохранить его для потомков.
21 сентября 1941 года гитлеровцы совершили самый крупный за все историю войны авиационный налет на крейсер. Двадцать два «юнкерса-88» сбросили десятки бомб весом по одной тонне. Появились первые людские потери и повреждения корабля.

23 сентября 1941 года фашисты заняли Петергоф. Немецкие корректровщики просматривали весь Ораниенбаумский берег. Огонь ив орудий и минометов, вражеская авиация терзали город. Бывали случаи, когда по 200 человек за ночь погибали в Ораниенбауме. В «Аврору» попало более 15 бронебойных снарядов, имеется 1370 мелких пробоин от осколков. Крейсер горел, ложился бортом, но небольшая команда принимала все меры к его спасению.

Очень тревожным днем для авроровцев был 1 октября 1941 года. Противник выпустил тогда по кораблю более двухсот артиллерийских снарядов. На этот раз крейсер получил особенно сильные повреждения. Только благодаря умению и решительным действиям машинистов И.А.Кострюкова и П.В.Васильева корабль был спасен от гибели.

«... От большой пробоины в правую машину крейсер стал крениться на правый борт и тонуть. Командир и комиссар были в это время вызваны в штаб МПВО. И.А.Кострюков принял решение открыть кингстоны слева у носа и затопить помещение левого борта. Корабль заполнился водой и выровнялся. Крейсер был спасен и жизнь его продолжалась.

Мужество и стойкость авроровцев вдохновляли воинов Ораниенбаумского плацдарма, жителей города и района.
К концу 1941 года в команде крейсера насчитывалось всего лишь... 21 человек. Примечателен еще один фант из последних дней сурового 1941 года. Однажды на «Аврору» прибыла делегация танкистов и сообщила, что по всей линии фронта Ораниенбаумского плацдарма на нейтральной полосе находится много подбитых боевых машин и наших и противника. Так вот танкисты решили вытащить эту технику, особенно танки Т-34, на свою сторону и отремонтировать. Приморской оперативной группе была нужна особая помощь в танках. Танкистам были нужны длинные и надежные тросы.

Командир крейсера "Аврора" старший лейтенант П.С.ГришинАвроровцы не только дали свои тросы, но ж послали к танкистам старшину первой статьи А.Г.Черненко. Он несколько дней помогая им крепить тросы к танкам и лебедкам. Восстановленные машины сыграли большую роль и в обороне и в дальнейшем наступлении с Ораниенбаумского плацдарма. Командовал крейсером в этот тяжелейший период старший лейтенант П.С.Гришин, а в августе 1944 года капитан III ранга П.А.Доронин. Душой моряков был комиссар Н.Д.Филичкин.

Героический поступок совершил краснофлотец А.И.Волков, в июле 1943 года во время артобстрела осколком снаряда сбило в воду Краснознаменный Военно-Морской флаг «Аврора». Краснофлотец бросился в воду, поднял флаг и водрузил его на прежнее место. Все происходило во время огневого налета.

Мощным опорным пунктом обороны наших войск в районе Ораниенбаумского плацдарма являлась артиллерия фортов Ижорского и Кронштадтского укрепленных секторов береговой обороны. Их возглавили в те годи известные артиллерийские начальники И.А.Большаков, В.Г.Румянцев, П.И.Лаковников.
Кроме того, задачу обороны плацдарма выполняли линкор «Марат», канонерские лодки «Волга» и «Кама», 5 сторожевых кораблей и 18 тральщиков.

Грозную силу Ижорского укрепленного района представляли форты «Красная Горка» и «Серая Лошадь».
Переброска войск 2-й ударной армии, наступление ее с приморского плацдарма
В результате успешно проведенных Красной Армией в 1943 году ряда наступательных операций сложились благоприятные условия для дальнейшего наращивания мощных ударов по фашистским войскам с целью полного их изгнания.

Операцию со разгрому фашистской группы войск «Север», осаждавших Ленинград, должны были провести Ленинградский фронт во взаимодействия с КБФ и Волховским фронтом, при содействии 3-го Прибалтийского фронта. Готовя ее, Военный Совет Ленинградского фронта решил выполнить задачу по разгрому 18-й армии противника путем нанесения двух одновременных ударов; от Пулковских высот силами -12-й армии и с Ораниенбаумского плацдарма силами 2-й ударной ерши генерал-лейтенанта И.И.Федюнинского в направлении на Ропшу с расчетом окружить и уничтожить Петергофско-Стрельнинскую группировку противника.
В связи с тем, что для нанесения сокрушительного удара нужно было в значительной степени усилить эту группировку войск, командующий войсками Ленинградского фронта генерал-лейтенант артиллерии Л.А.Говоров поставил задачу перед командованием КБФ - осуществить переброску через акваторию Невской губы на Ораниенбаумский плацдарм войска усиления.

Переброска корпусных частей наняла 3 ночи. Кроме этих перебросок, подготовка к наступлению проводилась и по линии обороны плацдарма.
В октябре на заседании Военного Совета Ленинградского фронта Л.А.Говоров поставил задачу: в кратчайший срок обеспечить перегруппировку войск 2-й ударной армии из блокированного города на Ораниенбаумский плацдарм. Перевозка войск была сопряжена с колоссальными трудностями. Флот в то время не располагал десантными кораблями и другими специальными средствами для перевозки различной боевой техники. Погодные условия были скверными. В течение 1942-1943 годов район Невской губы интенсивно минировался противником.
Перевозки войск 2-й ударной армии начались 5 ноября 1943 года к окончились 21 января 1944 года. Общее руководство перевозками 2-й ударной армии осуществляла специальная оперативная группа. Одной из основных задач, вставших перед командованием флота, было создание условий для скрытной оперативной перегруппировки войск, что обеспечивало внезапность нанесения первого удара и предрешало успех наступления 2-й армии с Приморского плацдарма. Скрытность перевозок была достигнута тем, что они планировались с таким расчетом, чтобы корабли и суда успевали затемно совершить переход к местам погрузки техники и посадки людей, затем совершить переход в гавань Ораниенбаума, выгрузиться там и до начала рассвета вернуться на свою базу.
Перевозка осуществлялась в трудней обстановке, когда противник мог вести действительный огонь своих артиллерийских и минометных батарей по нашим кораблям и войскам в пунктах погрузки и выгрузки, а также на переходе по Невской губе. Метеорологические условия были неблагоприятные: частые штормы, значительные колебания уровня воды, ледостав.

Но плану посадка личного состава и погрузка боевой техники на корабли и плавучие средства производилась у причалов фабрики «Канат» в Ленинграде, а с мыса Лисий Нос - посадка личного состава и только после усиления пирса в декабре 1943 - январе 1944 годов грузилась боевая техника.
Разгрузка кораблей и плавучих средств производилась в порту Ораниенбаум, где могли быть использованы только 4 причала, расположенные в 12 км от переднего края обороны.

Из-за мелководья Невской губы, а также вероятности обстрела и бомбежки судов в пунктах погрузки, разгрузки и на переходе, были использованы корабли и плавучие средства с малой осадкой.
Планирование перевозок и организация погрузочно-разгрузочных работ проводились штабом флота на основании установленной командованием фронта очередности перевозки соединений и частей 2-й ударной армии. В первую очередь перевозился личный состав стрелковых .дивизий и танковых частей, а затем артиллерийские, минометные, зенитные, инженерные части и тылы. На основании этой очередности указывался порядок подхода частей и подвоза грузов к пунктам погрузки. Сосредоточение армейских частей у причалов фабрики «Канат» и на Лисьем Носу проходило в течение ночи - накануне дня отправки. Весь переход от Ленинграда до Ораниенбаума занимал 3-4 часа, что при продолжительности темного времени суток около 15 часов, давало возможность судам в течение одной ночи совершить переход туда и обратно.

Несмотря на большие трудности, личный состав плавучих средств и войсковых частей, занятых на погрузочно-разгрузочных работах, успешно справлялся с заданиями, чему способствовала четкая организация работы. Имелись и недостатки, которые вызывались нарушением сроков прибытия частей к местам погрузки, вместо одной части приходилось грузить другую. Это приводило к растяжке сроков перевозки одной части на 3-4 ночи. Были случаи переброски людского состава без техники.

Важное значение в обеспечении перевозок имела организация нанесения ответных артиллерийских и авиационных ударов. Благодаря принятым мерам, противник не нанес серьезного ущерба судам и перевозимым войскам, на Ораниенбаумский плацдарм.

«Всего кораблями было доставлено в Ораниенбаум около 53 тысяч человек, 2300 автомашин, тракторов, 214 танков и бронемашин, 700 орудий и минометов, 5800 т боеприпасов, 4 тысячи лошадей, 14 тысяч тонн воинских грузов. В результате в полосе наступления 2-й ударной армии было обеспечено подавляющее превосходство над противником: по пехоте - в 3 раза, по танкам - в 6 раз, по минометам - в 4 раза, по артиллерии -в 3 раза.
Здесь следует отметить переход в ночь на 20 января по льду Финского залива от мыса Лисий Нос в Ораниенбаум мимо Кронштадта стрелковых полков 314 стрелковой дивизии. Тяжелое оружие и боевая техника, транспорт, боеприпасы и продовольствие дивизии были перевезены на баржах.

349 балтийцев, особо отличившихся при выполнении этого боевого задания, были награждены 1-й и 4-й дивизионы тральщиков (командиры капитаны III-го ранга М.А.Опарин и Н.П.Визиров) и дивизион сетевых заградителей были награждены орденом Красного Знамени.

К началу 1944 года под Ленинградом сложилась обстановка, благоприятствовавшая наступлению Ленинградского и Волховского фронтов. Они имели превосходство в силах и занимали выгодное оперативное положение, нависая со стороны Ораниенбаумского плацдарма над левым флангом группы армий «Север» и полукольцом охватывая вражескую группировку под Ленинградом.

14 января 1944 года с Ораниенбаумского плацдарма начинает наступление 2-я ударная армия в направлении Гостилицы, Ропша. Поддерживала это наступление морская артиллерия и морская авиация. По позициям противника вела огонь артиллерия кронштадтских фортов и фортов «Красная Горка» и «Серая Лошадь», линейного корабля «Петропавловск», эскадренных миноносцев «Страшный», «Сильный» и канонерской лодки «Волга», бронепоездов «Балтиец» и «За Родину» и нескольких батарей из состава 101-й морской бригады железнодорожной артиллерии.

Мощная артиллерийская поддержка флота была оказана и 42-й армии, которая 15 января начала наступление из района Пулкова.
Авиация флота наносила бомбоштурмовые удары по живой силе и технике противника. Группы самолетов Ил-2 водили такие мастера штурмовых ударов, как командир 7-го Гвардейского пикировочно-штурмового авиаполка Герой Советского Союза гвардии майор А.А.Карасев и командир 35-го штурмового авиаполка майор Д.И.Акаев.
В сухопутных войсках героически сражались части морской пехоты.

Войска Ленинградского фронта, прорвав оборону противника, 19 января штурмом овладели городом Красное Село и важным узлом дорог - Ропшей и соединились в районе Русско-Высоцкое. В итоге 12-дневннх ожесточенных боев противник был отброшен от Ленинграда на 65-100 километров. 27 января 1944 года блокада Ленинграда была снята.

 

[наверх]

 
Hosted by uCoz